Краткое описание инструментальной системы                  

 

Назначение системы

 

Комплекс инструментальных программных средств «Control-Determinator» предназначен для интенсификации процесса разработки и последующего развития заказных информационных систем, ориентированных на сбор, систематизацию и специализированную обработку информационных ресурсов (в том числе, содержащих мультимедиа контент) на нескольких рабочих местах, технологически связанных через локальные, глобальные либо мобильные сети передачи данных.

 

Области применения: Информационно-поисковые системы, системы контроля производственных процессов, документооборот, специализированные интегрированные информационно-справочные системы и базы данных, системы поддержки принятия экспертных решений, системы управления контентом VAS на основе SMS, MMS, поддержка учебных процессов и другие.

При создании системы «Control» разработчики руководствовались рядом основополагающих принципов, которые считают важными при создании реальных комплексных систем автоматизации в условиях нашей страны:

 

2 Базовые элементы системы «Control»

 

Систематизатор информации

 

Является основой любой информационной системы сделанной в среде «CONTROL».  

 

Это настраиваемая специализированная иерархически-реляционная база данных позволяющая накапливать и систематизировать слабо структуризированную информацию.  

 

 

«Проблемный классификатор информации»

 

Структура данных (древовидный многокорневой рубрикатор), формируемая в соответствии с принципами целевой проблемной систематизации информации.

«Информационный документ»

Служит для организации хранения и интерпретации разнородной (логически связанной) информации в форме наиболее удобной для восприятия и анализа пользователем в процессе решения прикладной задачи.

 

Компоненты «информационного документа»:

 

·      Учетная карточка информационного документа - содержит название (до 65 символов), дату и время создания документа, поле комментария, а также атрибуты уникальной идентификации других компонентов информационного документа.

 

·      Информационный контейнер («мультидокумент») - файл специализированной БД, хранящий совокупность упакованных и аннотированных разнородных данных (растровых или векторных изображений, документов MS OFFICE, XML документов, звуковых, мультимедийных файлов, архивов директориев, исполняемых программ и скриптов).

 

·      Связи информационного контейнера с ассоциативным классификатором.   

 

 Командный файл управления процессом доступа и манипуляции «информационными документами»

 

Служит для формирования информационных конвейеров*, реализующих отдельные функциональные задачи в рамках прикладной системы.

 

* Информационный конвейер - упорядоченный процесс последовательной обработки и маршрутизации информации, осуществляемый разнородными программными средствами с участием оператора на отдельных этапах обработки информации или полностью в автоматическом режиме.

 

Компоненты:

 

·      язык командных скриптов (совместимый с языком BAT файлов Windows), расширенный набором специальных команд, интерпретируемых оболочкой системы «Control»;

·      учетная карточка командного файла, включающая его название и информационное поле, где хранится командный скрипт;

·      интерфейс передачи параметров выполняемому командному скрипту, для обеспечения взаимодействия информационного конвейера с документо-ориентированной БД системы «Control».

Оболочка настройки прикладной информационной системы «CONTROL_PS»

 

Средство интерактивного конфигурирования и настройки прикладной системы.

 

Основные функции:

 

·      Регистрация заданного набора типов «информационных документов» и связанных с ними наборов командных файлов, обеспечивающих необходимые режимы создания, интерпретации, редакции и модификации данных.

·      Ведение базы данных классификаторов информационных документов, проектирование структуры дерева классификатора (для произвольного типа классификатора).

·      Организация структурированного хранения и доступа к «информационным документам» и командным файлам (организация документо-ориентированной пользовательской БД).

·      Создание интегрирующей среды для объединения разнородных программных модулей в информационные конвейеры для решения отдельных функциональных задач пользователя, связанных с подготовкой, обработкой, анализом и маршрутизацией информационных документов на его рабочем месте и между аналогичными рабочими местами на других ПК.

·      Обеспечения авторизации и разграничения доступа пользователей к отдельным информационным документам и функциям их обработки.

 

 

Информационный контейнер («мультидокумент»)

 

Позволяет осуществлять накопление систематизацию, и аннотированное хранение произвольной информации, логически связанной, с отдельным «информационным документом» (например: набор файлов, связанных с подготовкой и сопровождением договора – презентации, ТЗ, текст договора, планы выполнения и т.д.).

 

Вся информация храниться в виде одного файла, включающего совокупность упакованных и аннотированных разнородных данных (растровых или векторных изображений, документов MS OFFICE, XML документов, звуковых, мультимедийных файлов, архивов директориев, исполняемых программ и скриптов) импортированных из папок операционной системы.

 

При необходимости просмотра или обработки информации осуществляется экспорт упакованных файлов из «мультидокумента» во временную рабочую папку и дальнейшая работа с ними осуществляется штатными программными средствами, предназначенными для обработки документов определенного типа на конкретной рабочей станции (например, средствами MS Office, графическими редакторами, ГИС и т.д.). После завершения обработки, измененные файлы реимпортируются в состав «мультидокумента».

 

В составе «мультидокумента» для отдельных  его составляющих («связанных документов») могут использоваться первичные атрибуты идентификации, такие как:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На уровне отдельного «мультидокумента» возможно определение категорий учета относящихся ко всему «мультидокументу» (например, рабочий набор данных, пакет документов по договору и т.д.).

 

 

 

 

 

Файл «мультидокумента» может обрабатываться как в составе среды систематизатора информации, так и вне его. В этом случае допускается работа с файлом «мультидокумента», как с обычным файлом операционной системы (копирование на мобильные носители, пересылка по почте, перемещение между папками и т.д.).

 

«Мультидокумент» и программа, обеспечивающая автономную (вне среды ассоциативного  систематизатора) работу с ним, могут рассматриваться, как средства первичной самоорганизации информации на рабочих местах пользователей на начальных этапах разработки информационных систем с целью выявления естественных потребностей систематизации данных в существующих структурах документооборота.

 

Ассоциативный систематизатор информационных документов «DETERMINATOR»

Назначение:

 

·      Построение, удобного, фунционально-ориентированного интерфейса прикладной системы.

·      Формирование многошаговых сужающих выборок информации (после реализации выборки на первом шаге по заданному классификатору может быть осуществлена следующая выборка по другому классификатору и т.д., при этом на последующих шагах выборки учитываются результаты выборки на предыдущих шагах).

·      Откат к любым предыдущим шагам выборки и продолжение ее по другим классификаторам («рыскающий» принцип поиска информации).

·      Запоминание протоколов выборок (последовательности классификаторов, которые задавались на отдельных шагах выборки) и осуществление выборок по запомненным протоколам в автоматическом режиме.

·      Доступ к контейнеру данных «информационного документа» и их интерпретация.

·      Формирование отчетов по выборкам документов.

·      Групповая обработка полученных выборок по заданным командным файлам.

 

 

 

 

Ассоциативный систематизатор позволяет реализовать сценарии выборки требуемой информации, максимально учитывающие опыт оператора в предметной области, а также обеспечивающие процесс самообучения и повышения эффективности поиска данных, при наличии «не четких» критериев отбора данных, особенно в режиме оперативного обслуживания запросов клиентов.


 

                             Состав инструментального программного комплекса

 

 

 

 

 

Сопутствующие программные продукты

 

Законченные программные решения собственной разработки, совместимые по структурам данных и интерфейсам с базовыми компонентами системы «Control», которые могут применяться  в составе целевых прикладных систем.

 

Вспомогательные программные модули

 

Используются совместно с оболочкой системы при построении прикладных систем.

 

Предназначены для обеспечения интеграции программных систем сторонних разработчиков (Например, СУБД, электронных таблиц, графических пакетов, ГИС, коммуникационных программ и т.д.) с документо-ориентированной БД системы «Control».

 

 «Skin Controller»

 

Набор компонентов и типовых программных решений на их основе, предназначенных для построения пользовательских интерфейсов специализированных систем, разработанных в среде «Control», отвечающим следующим требованиям:

 

·      Построение, интуитивно понятных и визуально привлекательных интерфейсов прикладных систем с «указательным» принципом доступа к функциям и данным, ориентированных на пользователей, имеющих минимальные навыки работы с графическим пользовательским интерфейсом.

·      Возможность работы, как на традиционных компьютерах, так и на специализированных устройствах с сенсорными панелями (все элементы управления и доступа к данным трансформируются в кнопочные «указательные» структуры).

·      Оперативное изменение «внешнего вида» интерфейса, путем переключения набора ресурсных файлов. Вид экрана формируется динамически в процессе исполнения программного кода из набора заготовленных элементов: GIF, JPG файлов и описания параметров основных экранных элементов занесенных в специальную БД.

·      Раздельное проектирование вида элементов интерфейса (дизайн интерфейса) приложения и логики обработки, доступа к данным.

 

 

«Rotor»

 

Набор программных компонентов предназначенных для организации взаимодействия прикладной программы с одним или несколькими серверами реляционных Баз Данных.

 

Позволяет организовать асинхронное многопоточное взаимодействие между приложением и любой  SQL СУБД поддерживающей интерфейс ODBC, например: SQL Server, Oracle, Access и т.д., или с СУБД Oracle, непосредственно используя Oracle Client.

 

Можно настроить приложение таким образом, что с каждым источником данных на сервере БД может быть открыто несколько независимых соединений. При поступлении потока команд запросов, «Rotor» автоматически распределяет их между доступными соединениями, тем самым, увеличивая пропускную способность канала приложение – СУБД.

 

Можно одновременно поддерживать взаимодействие с несколькими разными источниками данных (например: таблицей Access на локальном компьютере и сервером СУБД Oracle) при этом возможно динамическое переключение источников данных по инициативе программы Клиента (без необходимости полной перезагрузки приложения).

 

Пакет обладает также следующими свойствами:

 

·         Автоматическое восстановления связи с источниками данных (например, после перезапуска сервера СУБД, ошибки и т.д.).

 

·         Ведение LOG файла с протоколом взаимодействия  с СУБД.

 

·         Взаимодействие с СУБД осуществляется по протоколу TCP/IP, что дает возможность реализовать приложение как на одной, так и на нескольких машина  в локальной или глобальной сети.

 

 

 

 

 

 

 

Стандартизация  процесса разработки и внедрения новых систем

 

Основной целью создания системы являлось желание максимально сократить время и стоимость создания новых информационных приложений, обеспечить их плавное внедрение в реальных рабочих условиях и постепенное поэтапное развитие.

 

При этом может использоваться следующая схема разработки:

 

Внедряется программа «Мультидокумент» для первичной самоорганизации информации на рабочих местах пользователей на начальных этапах разработки информационных систем с целью выявления естественных потребностей систематизации данных в существующих структурах документооборота.

 

Накопленные мультидокументы интегрируются с систематизатором информации, настраивается система проблемно-ориентированных классификаторов и набор именованных ассоциативных связей.

 

Разрабатываются дополнительные специальные функциональные модули обработки информации и при необходимости подключаются таблицы данных, расположенные в SQL СУБД, разрабатываются формы отчетов.

 

 

 

 

 

 

 

Опыт применения системы «Control»

 

Различные версии инструментального комплекса «Control» прошли практическую апробацию при создании ряда систем управления, контроля производственных (бизнес) процессов, приложений мобильной телефонии, информационно - справочных служб, в области финансов, рекламы, торговли.

В частности, на базе ПО «Control», созданы:

·      система поддержки претензионной работы «Энергонадзора»;

·      комплекс систем теплоэнергетического контроля «ГП ТЭК»;

·      система учета и планирования ремонта оборудования;

·      информационная система документооборота ;

·      складской учет и планирование производства швейных изделий;

·      комплекс информационно-поисковых систем специалистов разного профиля.

·      поисковые системы для работы с недвижимостью (подбор вариантов, аренда и т.д.);

·      приложения мобильной компьютерной телефонии МЕГАФОН, МТС (автоматические обзвонщики, информаторы, системы  управления контентом SMS службы «мобильной рекламы»).

·      система подготовки специализированных архивов мультимедиа данных на CD.

·      система обеспечения геодезических работ.

·      оболочка прикладной ГИС системы.

·      система управления производством панельных деревянных домов.

 

Опыт создания и эксплуатации этих и других систем учтен при разработке последней версии инструментального пакета.